Уходила под воду и была разрушена: как часовня святителя Алексия вернулась в Самару

https://www.samara.kp.ru/daily/27728.5/5154966/

История часовни святителя Алексия, митрополита Московского, которого считают небесным покровителем Самары

В Самаре на набережной Волги у речного вокзала первое, что видят пассажиры теплоходов, сойдя на берег – небольшую церквушку в окружении двух белокаменных старцев. Это часовня святителя Алексия, митрополита Московского, которого считают небесным покровителем Самары. С двух сторон от нее – трехметровые скульптуры Алексия и его духовного сподвижника Сергия Радонежского. Здание – новодел из 1990-х, перекликающийся с часовней, освященной на этом месте в октябре 1890 года – 135 лет назад – и разрушенной в 1930-м. «КП-Самара» узнала, как ее воссоздали в похожем виде и как помог этому сам легендарный святитель.

За три столетия – четыре часовни
Часовня святителя Алексия на самарской набережной – пятая по счету в городе. По местному преданию, первую, деревянную, построили еще в XVII веке недалеко от Самарской крепости, примерно в том месте, где сейчас бывший завод клапанов в районе Хлебной площади.

"В России не меньше полумиллиона сектантов": Кто в зоне риска и что делать родным попавших в секты
В XVIII веке возвели вторую часовню святителя Алексия (в глубине двора на современной улице Водников). Об этом рассказал Петр Алабин (самарский городской голова с 1884 по 1891 годы) в своей книге «Обновление в Самаре часовни во имя св. Алексия, митрополита Московского и Киевского», изданной в 1890 году.

– Со временем сооружение это (первая часовня, прим. ред.) разрушилось и было, так сказать, воскрешено уже на другом месте волжского берега, а именно на месте, принадлежащем самарскому мещанину Алексею Чернякину, где и была установлена неугасимая лампада. Но и эта постройка отжила свой век, – писал Петр Алабин.

По его словам, когда и эта церквушка обветшала, по инициативе священника Успенской церкви Степана Бельского в 1832 году на берегу Волги, в районе спуска улицы Успенской (ныне Комсомольской), возвели каменную часовню. Алабин отмечал, что ее построили в неудачном месте: почти каждую весну постройка страдала от половодья и нуждалась в ремонте, «не отличаясь ни внутренним, ни наружным благолепием». В 1872 году самарская городская дума постановила перестроить часовню «в более приличном виде, на незатопляемом месте волжского берега». Это постановление исполнили только через 16 лет в канун 900-летия со дня крещения Руси.


В Самаре первую каменную часовню святителю Алексию возвели 1832 году на берегу Волги, в районе спуска улицы Успенской (ныне Комсомольской). Фото предоставлено Самарским областным историко-краеведческим музеем имени П.В. Алабина.

В июле 1888 года состоялась закладка новой часовни, которую построили по проекту архитектора Александра Щербачева. 6 мая 1890 года на здании установили крест, а 1 октября ее освятили и открыли для посещения.


Часовню святителя Алексия, построенную по проекту Александра Щербачева, освятили 1 октября 1890 года. Фото предоставлено Самарским областным историко-краеведческим музеем имени П.В. Алабина.

Алексеевская Самара
В Самаре до революции 1917 года были не только часовни в честь святителя Алексия. Например, в церкви Успения Божией Матери, построенной в 1830-е годы (на углу современных улиц Комсомольской и Водников), находился придел во имя святителя Алексия с его иконой, считавшейся одной из самых древних святынь города. Этот храм так и называли: Успенско-Алексеевским (его разрушили в 1930-е годы).

В 1856 году Панскую площадь, где совершались все городские празднества, молебны, гуляния и представления, нарекли Алексеевской. Таковой она была больше 60 лет. В 1918-м ее переименовали в площадь Революции.


В Самаре больше 60 лет существовала Алексеевская площадь (ныне площадь Революции). Фото предоставлено Самарским областным художественным музеем.

В честь митрополита Алексия в 1870 году назвали и городскую улицу. В 1918-м Алексеевская стала Красноармейской.

В 1871 году в Самаре открыли Алексеевский детский приют для мальчиков, построенный на пожертвования, в том числе императора Александра II.

В 1891-м в губернской столице освятили нижний храм нового кафедрального собора Христа Спасителя с приделом во имя святителя Алексия.


Придел во имя святителя Алексия был в нижнем храме кафедрального собора Христа Спасителя, разрушенного в 1930-е годы. Фото предоставлено Самарским областным художественным музеем.

Самарцы ежегодно отмечали День его памяти 12 февраля. Эту дату даже выбрали для запуска в городе трамвайного движения в 1915 году.

В Самарском Покровском Кафедральном соборе по сей день тщательно сберегают старинную фреску с ликом святителя Алексия Московского и всея Руси чудотворца в полный рост: левой рукой он держит посох, а правой благословляет тех, кто обращается к нему в своих молитвах.

Почитание в Самаре святителя Алексия имеет давние корни. Как же церковный и государственный деятель XIV века, митрополит Московский Алексий, стал небесным покровителем Самары?


Часовня святителя Алексия была центром многолюдной набережной. На фото - почтовая открытка 1905 года, предоставлено Самарским областным историко-краеведческим музеем имени П.В. Алабина.

Самарский «горододержавец»
Многие самарцы знают легенду о том, что святитель Алексий по пути в Золотую Орду побывал на месте будущего города в 1357 году и предсказал основание Самары за более чем 200 лет до строительства самарской крепости. В каноническом «Житие святителя Алексия, митрополита Московского» такого эпизода нет. Зато в летописях XIV века отражены факты его поездок к золотоордынским ханам.

– В документах той эпохи зафиксировали, как минимум, две поездки митрополита Алексия в Золотую Орду, – пояснил ректор Самарской духовной семинарии, протоиерей Максим Кокарев. – Первая связана с миссией по исцелению от слепоты Тайдулы – жены хана Джанибека, который попросил великого князя Московского Иоанна Иоанновича отпустить к нему Алексия, при жизни прославившегося чудотворцем. Вторая поездка была нацелена на получение охранной грамоты для визита в Константинополь, поскольку русская митрополия в то время находилась в подчинении у Византии.

Предание о том, что митрополит Московский Алексий навестил православного отшельника, проживавшего на берегу озерца при впадении реки Самары в Волгу, стало известно в XVIII веке после того, как в 1762 году историк и краевед Петр Рычков опубликовал свой труд «Топография Оренбургской губернии».

При упоминании этой истории автор ссылается на сотника оренбургского казачьего войска Ивана Могутова, который был «муж престарелый и достойный вероятия», то есть доверия. Он рассказал Рычкову легенду, услышанную от своих престарелых родственников, уроженцев Самары.

В первой половине XIX века появились рукописи педагога уездного училища Потанина «Записки о Самаре» и «Дедушка из Самары» с преданиями о городе, записанные со слов старожилов. Отрывки из этих сочинений, касающиеся святителя Алексия, опубликовал историк, профессор Самарского университета Юрий Смирнов (сами рукописи хранятся в архиве Русского географического общества).

В записках повествуется о беседе Алексия с волжским старцем и приводится известный диалог, когда святитель спросил, как называется река. «Я называю ее Самарой», – ответил отшельник. Тогда Алексий произнес свои знаменитые слова: «На месте сем будет град великий, в нем просияет благочестие, и никогда же град сей разорению не будет подвержен…»

Дедушка из Самары рассказывал, что святой Алексий, о чудесах которого знали по всему свету, плыл по Волге на камне (образ взят из житийной литературы того времени) в Ордовье к хану, чтобы полечить от слепоты его дочку (в других вариантах – жену).

– Сделал там свое дело, целил ее там и оттуда к нам обратно и заплыл, – сказывает некий самарский дедушка. – Ничего здесь не было, дикий лес на горе рос. Причалил к берегу и идет. Видит, узенькая тропка в лес пошла. Он по ней пошел и пришел к землянке. Там молитву сотворил и оттуда ему отдали: «Аминь». Он постучал в дверь, а оттуда вышел древний старец. Они начали говорить, Алексей спросил: «Какая здесь река». «Это река Самара». «А тебя как зовут?». «Самарий». «Помни, как ты умрешь, на этом месте будет град великий. И многие тысячи будут жить в сем граде». Сел на свой камень и уплыл в свое Подмосковье.

– В XVIII и XIX веках появились разные варианты сюжетов с примерно одинаковой канвой, описывающие историю посещения Алексием самарских мест, – уточнил Максим Кокарев. – Интересно то, что комплекс самарских преданий, связанных со святителем Алексием, не ограничивается только предсказанием об основании Самары. Например, в начале XIX века встречаются упоминания о том, что Алексий своим заступничеством неоднократно защищал город от набегов ногайских кочевых отрядов. Алексия самарцы называли «горододержавцем».

Еще сохранилось предание о том, что молитвенным заступничеством святителя Алексия, Самара была спасена от карателей в XVIII веке после того, как самарцы принимали в городе Емельяна Пугачева (Пугачевский бунт в Российской империи в 1773 по 1775 годы охватил огромную территорию, в том числе Среднее Поволжье). Полководца, возглавлявшего карательный отряд, посланный в Самару в наказание императрицей Екатериной II, святитель Алексий ослепил, и тот просил жителей молиться о его выздоровлении и пообещал ходатайствовать перед царицей о мятежниках. После молитв он прозрел и замолвил о городе слово.

«Водопроводный» иконостас
С часовней святителя Алексия, построенной по проекту архитектора Александра Щербачева, связана интересная история. Редкий случай, когда появился сначала иконостас и только затем само здание, где он разместился.

После открытия в Самаре водопровода в 1886 году городская дума, желая отметить это знаменательное событие, решила установить в главном здании водопроводной станции икону святителя Алексия, окруженную изображениями святых. Майоликовый киот в форме древнерусского складня придумал московский архитектор Михаил Чичагов, автор проекта здания самарского драмтеатра. Его изготовили в Москве на заводе Товарищества фарфорового и фаянсового производства М. С. Кузнецова и Ко. Иконы написали в Палехе. Когда их доставили в Самару, оказалось, что они слишком велики для предназначенного помещения. Тогда изящный киот решили установить в новой часовне святителя Алексея.

«Проба пера» Александра Щербачева
Часовню построили в русском стиле из красного кирпича. Ее фасад с четырех сторон украшали 102 изразцовые вставки, выполненные столичными мастерами.

– Здание венчал шатровый купол с луковичной главкой и бронзовым ажурным крестом, изготовленным на средства самарского купца Георгия Курлина в московской литейной мастерской по оригинальной технологии – золочения огнем, – рассказала заведующая отделом истории Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина Ирина Лазарева.

Часовня имела входы с дубовыми дверями с зеркальными стеклами. Зайти в церквушку можно было со всех сторон, кроме той, что обращена к Волге, поскольку во время паводка волны плескались у самого фундамента. В часовне, ставшей центром многолюдной набережной с толпами на причалах и в торговых рядах, всегда были прихожане и молились святителю Алексию о процветании родного города.

Красивое здание, чем-то напоминающее теремок или ларец, было дебютной работой Александра Щербачева в Самаре, где с 1889 по 1899 год он занимал должность городского архитектора. Выпускника Академии художеств, его в 1886 году сюда пригласил городской голова Петр Алабин.

– Часовня стала «пробой пера» молодого зодчего, ведь в дальнейшем по проектам Александра Александровича в Самаре возвели десятки прекрасных зданий, – сказал самарский архитектор Виталий Самогоров. – В этом его первом самарском творении сразу проявился талант истового мастера. Он закончил Академию художеств с большой серебряной медалью. В Самаре построили еще два здания в русском стиле по его проектам – доходные дома купца Дмитрия Челышева. Один возвели в 1893 году (ныне находится по адресу Фрунзе, 56), другой – в 1899-м (Красноармейская, 60).

Интересно то, что после часовни, в 1891 году, Александр Щербачев создал проект иконостаса для нижнего храма кафедрального собора Христа Спасителя, где находился придел во имя святителя Алексия. Достроенный в 1894 году храм простоял на Соборной площади (ныне площади Куйбышева) меньше сорока лет. В 1930-м его закрыли и в течение двух лет разобрали с использованием взрывных материалов. Спустя несколько лет на его месте «вырос» дом культуры, в котором позже разместился театр оперы и балета. До наших дней сохранилась подземная часть уничтоженного храма размером примерно 47 метров на 74 метра (находится под памятником Куйбышеву). Известно, что в советские годы это помещение использовали для нужд военных.

– Подземный четвертый храм собора с арочными сводами, где располагался придел во имя святителя Алексия, образовался благодаря углублению основания здания примерно на десять метров из-за карстовых грунтов, требующих дополнительных инженерных мероприятий, – рассказал самарский архитектор Михаил Сярдин.

В годы советской власти щербачевская часовня разделила судьбу многих храмов города. Сначала ее закрыли, а в 1930 году разрушили, не оставив камня на камне. В городских архивах даже не сохранился проект здания. Об облике столь любимой когда-то самарцами часовенки сейчас можно судить только по дореволюционным фотографиям и почтовым открыткам.

«Воскрешение» часовни
В Самаре до революции было известно православное братство имени святителя Алексия, основанное в 1891 году. Его задумал Григорий Аксаков, бывший самарский губернатор, сын писателя Сергея Аксакова. В него входили многие самарские общественные деятели, например, Петр Алабин и купец Антон Шихобалов.

Алексеевское братство возродили в 1993 году по благословению правящего архиерея, в то время владыки Сергия. Именно с возрождения этого общества и началось в Самаре «воскрешение» часовни святителя Алексия.

– Возродив Алексеевское братство, мы решили заново построить часовню святителя Алексия, – рассказал редактор самарской православной газеты «Благовест» Антон Жоголев. – Наша инициатива получила в городе поддержку, и в 1995 году был создан комитет «Самарская часовня», выросший в целое общественное движение. В процессе борьбы за часовню и место для нее, которое было историческим, выверенным по архивным документам, я водрузил там деревянный крест, духовно застолбив, так сказать, этот участок. Через некоторое время кто-то выкопал крест, а потом он неожиданно нашелся, прибился к берегу, и нам его вернули.

Преодолев все препятствия, «алексеевцы» в 1996 году начали строить часовню. Проект выполнил самарский архитектор Алексей Мелентьев. Перед ним стояла трудная задача – без исходных эскизов и чертежей, только по старым фотографиям и описаниям, восстановить облик здания Александра Щербачева. Это в целом зодчему удалось: новая часовня от старой отличается незначительными деталями, при этом сохранены пропорции утраченного архитектурного шедевра.


Часовню по проекту Алексея Мелентьева начали строить в 1996 году. Фото из архива самарской православной газеты "Благовест".


Новая часовня от старой отличается незначительными деталями. Фото из архива самарской православной газеты "Благовест".

В июне 1998 года возведенную часовню освятили. Верующие снова стали молиться у иконы святителя Алексия, которую написали художники Троице-Сергиевой лавры при участии самарского иконописца Евгения Бабушкина.


Старцы в два человеческих роста
Вскоре после возвращения часовни на ее исконное место рядом с ней выросли белокаменные скульптуры с иконными ликами: в 2000 году – святителя Алексия, в 2001-м – преподобного Сергия Радонежского. Образы святых старцев воплотил самарский скульптор Иван Мельников.


В 2001 году рядом с часовней установили скульптуру Сергия Радонежского. Фото из архива самарской православной газеты "Благовест"

– При работе над скульптурами я использовал жигулевский известняк. Фигуры создал высотой около 3,2 метра, в два человеческих роста, чтобы таким образом подчеркнуть духовную мощь этих исторических личностей. Их хорошо видно с Волги, и на берегу они не теряются среди толпы горожан и туристов, – поделился автор изваяний.



По следам чудотворца Алексия
После освящения часовни святителя Алексия часть набережной за речным вокзалом, где находятся причалы теплоходов, получила название Алексеевской, продолжив тем самым дореволюционную традицию наречения городских мест в честь покровителя Самары.

В 1990-е годы придел святителя Алексия появился в старейшем самарском храме – Соборе Святого Вознесения Христова (на улице Степана Разина).

В 2001 учредили почетную награду Самарской епархии – серебряный и золотой знаки святителя Алексия.


После освящения часовни часть набережной за речным вокзалом получила название Алексеевской.

Святитель Алексий благословляет самарцев в добрый путь.


В 2010-х в поселке Красная Глинка построили Храм святителя Алексия по проекту архитектора Юрия Харитонова. Церковь в византийском стиле, расположенная на склоне Сокольих гор, как и часовня на самарской набережной, встречает и провожает самарцев и гостей города, как будто благословляя в добрый путь.

Благодаря «воскрешению» на самарской набережной «старой» часовни в городе появилась новая традиция. С начала 2000-х каждый год 2 июня, в день обретения и перенесения мощей святителя Алексия, от Покровского кафедрального собора совершается крестный ход к часовне его имени. После водосвятного молебна обычно читают молитву к небесному покровителю Самары: «Град сей добре сохрани, от зла, пагубы избави ны и от нападения сохрани…»

Читайте на WWW.SAMARA.KP.RU: https://www.samara.kp.ru/daily/27728.5/5154966/

Возврат к списку