09.10.2017

90 лет со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

90 лет со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

9 октября сего года исполняется 90 лет со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). В Самаре он прослужил 30 лет, в Петербурге – пять. Почитание владыки очень широко по всей России.





  Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В миру Иван Матвеевич Снычев. 

       Родился 9 октября 1927 в селе Ново-Маячка Каховского района Херсонской (тогда Николаевской) области в семье крестьянина. Родители его не отличались особой религиозностью, а у Ивана уже в детские годы возникла тяга к вере, и в 15 лет он глубоко задумался над смыслом жизни. Владыка вспоминал, что ему становилось страшно от мысли, что человек после смерти исчезает бесследно, уходит в небытие, и он горько плакал. 
       Весной 1943 в частных домах стали собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одном из таких молитвенных собраний Иван впервые услышал слово Божие. Его религиозное чувство в полной мере раскрылось 1 августа 1943, в день памяти преподобного Серафима Саровского, накануне праздника пророка Божия Илии, когда он внезапно почувствовал всю мерзость грешного мира, и в представшем ему видении вместо танцующих на сельской танцплощадке людей он прозрел омерзительных кривляющихся бесов и почувствовал леденящий холод адской бездны. С того момента сердце юноши загорелось огнем веры. В помощь 16-летнему юноше Господь послал благочестивую подвижницу Февронию, которая стала его духовной матерью. 
       Шла Великая Отечественная война и в конце декабря 1944 Иван был призван в ряды Красной Армии. Через несколько месяцев по болезни его освободили от несения воинской повинности и он стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в городе Бузулуке Оренбургской области. Здесь произошла встреча с епископом Мануилом (Лемешевским), определившая его дальнейшую судьбу. Владыка искал себе келейника и послушника. В храме Бузулука он обратил внимание на молодого пономаря и взял его к себе. Так в августе 1945 началась духовная жизнь Ивана под руководством опытного архиерея. Келейник нес послушание в покоях Владыки и в храме — в качестве иподиакона. Для подготовки к проповеднической деятельности епископ почти ежедневно поручал ему после литургии пересказывать прихожанам жития святых. 9 июня 1946 послушник Иван после пострига в рясофор с именем Иоанна был рукополо¬жен своим старцем-архиереем во диакона, а 14 января 1948 — во иерея. 
       Убедившись в способностях иеромонаха Иоанна, Владыка возлагал на него весьма ответственные поручения. В то время не во всех приходах епархии было спокойно, иногда возникали внутренние нестроения. Туда-то он и посылал своего юного помощника. 
       В сентябре 1948 архиепископ Мануил вместе с другими священнослужителями был арестован и сослан в Потьму, где находились Мордовские лагеря. Осиротевший отец Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию, а по ее окончании в 1951 продолжил обучение в Ленинградской духовной академии, закончив ее через четыре года со степенью кандидата богословия. Подающего надежды богослова оставили профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. 
       В декабре 1955 из ссылки вернулся архиепископ Мануил, которого назначили на Чебоксарскую кафедру. Зимой 1956 отец Иоанн в свободное от стипендиатской работы время помогал своему архипастырю составлять «Чин архиерейского отпевания», а осенью он был определен преподавателем Минской духовной семинарии и пострижен в мантию. Здесь иеромонах Иоанн преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей, одновременно заведуя семинарской библиотекой. В сентябре 1957, по ходатайству архиепископа Чебоксарского и Чувашского Мануила, отца Иоанна освободили от преподавательской деятельности и он вернулся в Чебоксары, где в течение двух лет помогал ему работать над «Каталогом русских православных архиереев периода с 1893 по 1956 год», «Топографией архиерейских кафедр и викариатств» и «Фотоальбомом православных архиереев от начала крещения Руси до 1958 года». За участие в их написании иеромонах Иоанн в марте 1959 был награжден Святейшим Патриархом Алексием крестом с украшениями. 
       В сентябре 1959 он был определен помощником инспектора и преподавателем Саратовской духовной семинарии, где преподавал гомилетику, сравнительное богословие и Священного Писание Ветхого Завета. В сентябре 1960 владыка Мануил, в то время уже архиепископ Куйбышевский и Сызранский, назначил его священником и ключарем Покровского кафедрального собора города Куйбышева (Самары). Иеромонах Иоанн принимал непосредственное участие в литературных трудах Владыки, а также в подготовке его магистерской диссертации. Под руководством своего богомудрого и ученого наставника отец Иоанн приобрел любовь к исследовательской и литературной деятельности, собрав богатый архив по церковной истории. В апреле 1961 он был возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 состоялась его хиротония во епископа Сызранского. В феврале 1966 владыка Иоанн защитил в Московской духовной академии диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 его назначили епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972 ему поручили временное управление Чебоксарской епархией. В сентябре 1976 епископ Иоанн был возведен в сан архиепископа. 
       В 1988 за чтение курса лекций по новейшей церковной истории в Ленинградской духовной академии он получил звание доктора церковной истории. В августе 1990 Владыка был возведен в сан митрополита и возглавил Санкт-Петербургскую епархию. Здесь во всей полноте раскрылись его таланты в религиозно-общественной и публицистической деятельности. Имя петербургского архиерея стало широко известно как в России, так и за рубежом. 
       Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда Державы, духовное одичание народа, отданного на откуп лжеучителям и слепым вождям — таковы лишь некоторые темы многочисленных выступлений владыки Иоанна на страницах российской печати. Его труды положили начало становления современной идеологии религиозного и национального возрождения. Общее число действующих храмов благодаря усилиям Владыки выросло в епархии почти в три раза! Проповедуя за каждым богослужением, митрополит Иоанн находил время встречаться с горожанами, проводить беседы, выступать в телепрограммах, принимать участие в деятельности учебных заведений и культурно-просветительских организаций. По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начался выпуск газеты «Православный Санкт-Петербург», основано православное издательство «Царское дело». 
       2 ноября 1995 митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Похоронен в Александро-Невской Лавре. На могиле Владыки установлен простой деревянный крест с надписью: «Иоанн (Снычев), Божией милостию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит Александро-Невской Лавры».

http://church.necropol.org/ioann-snychev.html


Возврат к списку