Архив новостей

07.01.2022

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий совершил Рождественское богослужение в Софийском соборе. 

Рождество - это память о том дне, когда Бог стал ближе к человеку, стал Человеком, стал одним из нас. Когда мы с вами недоумеваем, как нам жить и как поступать, – вспомним, что с нами Бог, что Он поможет, если мы к Нему обратимся. Когда мы с вами устаём, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда мы с вами страдаем, унываем, и нам кажется, что жизнь наша напрасна, усилия наши тщетны, – мы должны помнить, что с нами Бог. Это есть наша главная надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего Человеком, на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и высоко, а близко – потому что Господь Сам захотел приблизиться к нам.


РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего СЕРГИЯ,
митрополита Самарского и Новокуйбышевского
Преосвященным архипастырям, досточтимым пастырям, монашествующим и всем верным чадам
Самарской митрополии Русской Православной Церкви

«Днесь рождает Дева Творца всех: Едем приносит вертеп, и звезда показывает Христа, Солнца сущим во тьме. С дары волхви поклонишася, верою просвещаеми: и пастыри видеша чудо, Ангелом воспевающим и глаголющим: слава в вышних Богу»
(Стихира на литии праздника глас 3).

Сердечно поздравляю вас, дорогие во Христе преосвященные собратия, архипастыри, досточтимые пастыри, монашествующие и миряне – чада нашей Матери Церкви, живущие в пределах Богохранимой Самарской митрополии, с Великим мироспасительным двунадесятым праздником РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА! Наша Святая Матерь Церковь вновь радостно встречает Предвечно родившегося Сына Божия, который от Бога Отца ныне нисходит на землю и во времени рождается от Пресвятой Девы Марии (Мф. 1,25; Лк. 1,35). Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов об этом говорит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1,1–14). Через воплощение Сына Божия люди «соделались причастниками Божественного естества» (2 Петр. 1,4) и вступили с Ним в родство, «дабы нам получить усыновление» (Гал. 4,5). «Он есть умилостивление за грехи наши (1 Ин. 2,2) и «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1,12), чтобы мы могли возвратиться в райское состояние наших прародителей.

Двадцать веков ныне отделяет нас от того величайшего события в истории человечества, когда в Вифлеемской пещере родился Царь мира – Богочеловек Господь наш Иисус Христос. Тогдашний языческий мир переживал политическую и религиозную агонию. Непримиримая вражда лежала между правящим классом

аристократов и простым народом, между рабами и свободными, между греко-римским миром и миром варваров, надвигавшимся на Римскую империю с Запада и Востока. Как и сейчас люди того мира жаждали мира, но его не было, искали истинного Бога и не находили. Языческий философ Платон горестно произнес тогда, сам не подозревая, пророческие слова: «Никто не может дать людям познания истинного Бога, кроме Самого Бога». И вот в правление императора Августа Господь дает людям возможность познать Божественную истину, рождается истинный Бог – Богочеловек Иисус Христос. Его многие ожидали, но узнали и увидели немногие. Его искали и мудрые волхвы, и свирепый царь Ирод. Волхвы вопрошали жителей Иерусалима: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2,2). Безумный Ирод тоже выспрашивал у своих книжников и первосвященников: «Где должно родиться Христу?» (Мф. 2,4). Но первыми были удостоены лицезреть Спасителя и услышать весть о Его рождении простые сердцем и некнижные умом Вифлеемские пастухи. Им предстал Ангел Господень, говоря: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился нам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2,10–11). В эти святые и мироспасительные дни великого праздника РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА высокие мысли и благочестивые чувства вновь овладевают нашим существом, когда мы с благоговением обращаем свой взор к тайне, сохраненной столетиями, тайне воплощения Сына Божия. Эту тайну на протяжении многих веков хранит Святая Церковь Христова, её освещают нам и растолковывают Священные Писания и жития Святых Отцов христианства.

Сын Божий воплотился и принял человеческий образ, дабы мы соделались причастниками Божественного естества. «Образ и слава Божия» (1 Кор. 11,7) не могли быть восстановлены человеком его же собственными силами. Потому-то Сын Божий и «снизошел к нам из любви к роду людскому, принял на себя человеческое тело, принес Себя в жертву Своему Отцу, а затем, через воскресение, одарил всех смертных бессмертием» (св. Афанасий Великий «Слово о воплощении Господа»). «Сын Бога Иисус Христос стал сыном человека, чтобы соделать сынами Божиими сынов человеческих» учит нас великий светильник Церкви святой Иоанн Златоуст. «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те, и другие имеют доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2, 17-18). Эти богодухновенные мысли и толкования тайны воплощения

Господа Иисуса Христа апостолами и святителями рождают и в нас, современных христианах, горячее желание умножить свои усилия к тому, чтобы среди нас клириков, монашествующих и мирян Самарской Богохранимой митрополии, среди людей разных национальностей, социальных слоев, деятелей науки и культуры и простых тружеников, населяющих нашу малую Родину, торжествовали Христова Любовь и взаимное уважение, глубокая вера в добродеяния, совершенные Сыном Божиим на земле, в примирение с Богом Отцом, в избавление от проклятий и смерти, в обретение жизни вечной. Ибо какое оправдание будем иметь мы, нынешние христиане, если среди нас не будет братского единства, любви и соработничества на Ниве Христовой? Как писал святой апостол Павел эфесянам: «Итак… умоляю вас поступать достойно звания, в которое мы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4,1–3).

Светлый праздник Рождества Христова в этом году более чем когда-либо омрачен мором, губительным поветрием, охватившим весь мир, и политическими и социальными нестроениями. Целые страны и народы, именующие себя христианами, на деле все еще не приняли тот мир, возвещенный с небес ангелами возле Вифлеемской пещеры, а затем принесенный на землю нам Самим Господом Иисусом Христом. По-прежнему, как и во времена языческого Рима, грозит человечеству опасность тотального уничтожения. Поэтому призываю вас, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян нашей Самарской митрополии, усердно и неуклонно молиться Спасителю, миру нашему, дабы Он даровал нам «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11,2) и утешение вечное, и надежду добрую, и благодать, дабы утешил сердца наши и утвердил нас во всяком слове и деле благом (2 Фес. 2,17) и управил сердца наши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес. 3,5). И исполняя веками утвержденный и священный обычай церкви Христовой делиться в день этого великого праздника радостию и приветствиями, выражая тем самым наше единство, веру и любовь, сердечно поздравляю, с христианской радостию приветствую вас, дорогих собратий архипастырей, боголюбивых пастырей, монашествующих и мирян и всех верных чад Русской Православной Церкви в пределах Самарской благодатной митрополии с РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ и НОВОЛЕТИЕМ! Желаю, чтобы в наступающем 2022 году и в наших пределах и повсюду в мире делами и трудами нашими радостно исполнялась ангельская песнь: «Слава в вышних Богу и, и на земли мир, в человецех благоволение».

г. Самара, 2022 год

СЕРГИЙ Митрополит Самарский и Новокуйбышевский


Возврат к списку