ДОРОГА К ХРАМУ

София в переводе с греческого – «Премудрость Божия». Статус Софии всегда исторически определял и статус самого города. Подобные храмы обычно строились именно в столичных городах, которые имели особое влияние на ход исторических событий. Храм Святой Софии, строящийся в Самаре на берегу Волги, станет местом силы для многих, многих людей. О новом строящемся храме «Первому» рассказал Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий.

Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ, Алевтина ЛУКЬЯНОВА, Людмила МАРТОВА

Послание потомкам
Место под храм на Октябрьской набережной Волги, на пересечении Волжского проспекта, ул. Лесной и Северо-Восточной магистрали было освящено еще в 2003 году – к 100-летию прославления в лике святых Серафима Саровского. На месте будущего храма был установлен восьмиконечный крест и возложен гранитный камень. А в основание строительства была помещена капсула для потомков с именами тех, кто стоял у истоков создания нового храма.

В 2005 году заложили фундамент. Храм планировалось возвести за три года, но из-за кризиса строительство приостановили. В 2010 году вновь появилась возможность продолжения строительных работ. В 2013 году строящемуся храму был придан статус Софийского. Храм в честь Софии Премудрости Божией станет красивым и логичным завершением Октябрьской набережной Самары. На сегодня здание уже построено целиком.

По концепции автора проекта архитектора Юрия Харитонова, храм будет однопрестольным, столпообразным – в виде башни, уходящей ввысь на высоту более 40 метров. Запроектированы звонница и смотровая площадка, на которую можно будет подняться во винтовым лестницам. В силу особенностей площадки, у храма будут разноуровневые входы. Кроме того, проектом предусмотрены подъездные пути для транспорта, территория озеленения, гостевая стоянка на 12 машин и безопасные пешеходные переходы.

При храме планируется создать воскресную школу на 40 учеников.

Храм удачно вписывается в проект модернизации четвертой очереди набережной к ЧМ-2018 и, несомненно, станет знаковой ее точкой. Ориентировочные сроки окончания фасадных работ, а также работ по благоустройству – не позже осени нынешнего года. К играм ЧМ-2018 планируется завершить внутреннюю отделку храма.

Красоту и величественность Софийского собора подчеркивают новые современные материалы. По замыслу архитектора, у храма в Самаре есть индивидуальный стиль: Софийский собор должен выглядеть красиво и величественно.

Высота храма составляет 65 м. Здание украсят четыре винтовые лестницы, по которым можно будет подняться на смотровую площадку и звонницу. Предполагается, что прилегающая к храму территория будет выполнена в едином архитектурном стиле с четвертой очередью набережной.

ДОРОГА К ХРАМУ

— Почему именно Cофия стала именем строящегося храма?

— София Премудрость Божия – одно из священных имен Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Весь мир пронизан Божественной любовью и Премудростью. «Вся премудростью сотворил еси», – восклицает псалмопевец Давид, любуясь красотой мироздания. Никакие зло, нечистота, зависть и грех не могут погасить этот торжествующий свет. «Над дольним миром реет Горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как культура».

Уже первые христиане почитали Спасителя как Софию, называя ее источником духовной жизни и благочестия. Это отразилось, например, в житии Веры, Надежды и Любови – святых мучениц, носивших имена главных христианских добродетелей, матерью которых была София. Так что не удивительно, что самые прекрасные храмы православного мира были посвящены Софии Премудрости Божией.

Храм Святой Софии, воздвигнутый в Константинополе в VI веке при императоре Юстиниане, – главное творение православного зодчества – стал символом Церкви торжествующей, «рая мысленного», явленного на земле, в котором обитает Божия Премудрость, полная величия и славы. Красота Храма свидетельствовала о красоте Царства Божия, которому не будет конца.

На впечатлительные сердца наших предков – древних русичей – именно эта умная красота Святой Софии произвела то не выразимое словами впечатление, о котором они впоследствии сообщали князю Владимиру: «Уже не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем только, что пребывает там Бог с людьми».

Великая встреча с чудом Святой Софии во многом предопределила выбор веры Русью в 988 году. Первый русский писатель митрополит Киевский Иларион описывает Крещение Руси как приход Премудрости Божией на нашу землю.

В русском сознании образ Софии мыслился как восстановленная гармония, преображенный космос, окончательное упразднение зла: как написал русский религиозный философ князь Сергей Николаевич Трубецкой, «действительный и абсолютный идеал, образующий Русь». Самые величественные соборы Древней Руси носили имя Святой Софии – в Киеве, Новгороде, Полоцке, а позднее в Вологде, Тобольске, Гродно.

Строя Софийские храмы, русские стремились выразить идею священной, богохранимой Державы, осененной благословением Христа и Богородицы, страны, в которой владычествует Сам Господь. И потому Царство это «не подвижется», не погибнет, не запустеет. Когда новгородцы говорили: «Умрем за Святую Софию!» – они свидетельствовали, что главное, самое важное в их жизни, в жизни их жен, матерей, детей выражено святым и драгоценным словом «София – Премудрость», которой посвящен был их первопрестольный храм.

Этой пронизанности христианским миросозерцанием всех сторон человеческого бытия удивлялись иностранцы, посещавшие Россию в допетровские времена.

— Живо ли такое высокое понимание духовного идеала сейчас, в XXI веке?

— Да. И оно вдохновляет нас на созидание величественного Софийского собора на высоком берегу великой русской реки Волги в срединной земле России, которую называют ее сердцем. Я вспоминаю слова русского философа-славянофила Ивана Аксакова: «Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином». Чтобы вернуть нас в себя, вновь задышать «кислородом вечности», от которого так жестоко и так надолго мы были отторгнуты в XX веке, чтобы вновь засияла Россия как Дом Пресвятой Богородицы, где торжествуют правда, милость и любовь, и воздвигается собор Святой Софии на Волге. В нем, как в зеркале, отражаются наши плодотворные труды: храмоздание, учреждение монашеских обителей, образовательное служение, миссия, широкое просветительство.

— В чем уникальность строящегося Софийского храма? И может ли он стать символом нашего города?

— Статус Софии (в переводе с греческого «Премудрость Божия») всегда исторически определял и статус самого города. Подобные храмы обычно строились именно в столичных городах, которые имели особое влияние на ход исторических событий (вспомним хотя бы только один Царьград с его знаменитой Софией). Все это я и имел в виду, возможно, и подсознательно, когда принимал решение о строительстве этого храма. Чтобы к народу наконец-то возвратились мудрость, осознание важности нашей исторической Православной веры как жизненной силы для всего нашего общества, которая всегда творила чудеса с русским народом, возрождала страну из пепелища и являла миру удивительные, святые плоды. Ведь мы нуждаемся в оздоровлении не столько физическом, сколько духовном. А это глубинное осознание, сохранение цельности личности. На мой взгляд, как раз Храм Софии – Премудрости Божией и поможет закрепить за Самарой статус знакового города. Ведь, как предсказал святитель Митрополит Алексий Московский Чудотворец, «будет град сей велий, в нем бо просияет благочестие, и никогдаже град сей разорению не будет подвержен». Слова святого тоже подвигли меня на возведение этого храма. Бог даст, он станет украшением нашей областной столицы. Уверен, и в духовном плане социальная атмосфера в городе станет меняться к лучшему.

— Сейчас в Самаре и по области строится много новых храмов, открываются монастыри. Сколько храмов сейчас и сколько было их в губернии, когда вы только приняли кафедру? А сколько, по вашему мнению, должно быть?

— Если говорить о необходимом количестве храмов, на этот счет существует позиция Патриархии: храм должен быть у каждого в шаговой доступности. Ведь в храмы, как правило, больше ходят люди пожилые, которые более остро чувствуют потребность в божественном присутствии и необходимость помолиться. По сути дела, мы ведь тоже оказываем социальную услугу. И я думаю, что это должна быть забота не только Церкви, но и государственных институтов, властей всех уровней. В связи с этой необходимостью возникает примерно такое деление – одна церковь на 10 000 жителей. Вот и рассчитывайте, сколько нужно нам храмов. А еще, как правило, рядом с храмом мы строим детский образовательный центр. И приходы помогают нам содержать наши детские образовательные центры, ведь это дело весьма затратное: коммунальные платежи, зарплаты педагогам, да и просто накормить детей нужно… Вот и выкручиваемся как можем. Очень много разных законодательных сложностей. К примеру, только при наличии лицензии появляются хоть какие-то средства для оплаты педагогов. И если в этом вопросе мы можем еще рассчитывать на бюджет, то все остальные расходы исключительно наши. Поэтому, чтобы содержать центр, необходим приход. Такая вот логика. Но все же я не думаю, что будет верно определять количество церквей исключительно по этим факторам и категориям. Потому что там, где появляется храм, освящается само место, кардинально меняется окружающая обстановка. Многие это замечают. Где есть храм, там и деревья лучше растут, и цветы ярче и роскошнее. Особенно дети это чувствуют. Мы называем это «благодатная среда», а в народе говорят – место намоленное. Так и в верующей семье дух другой, там есть осознание противостояния злу. Есть понимание, что высшая инстанция – Бог, а Бог есть Любовь. И зло можно победить только любовью.

ДОРОГА К ХРАМУ, изображение №3
— Что значит религия для современного человека?

— Вера всегда преображает человека. Благодаря вере совершаются великие подвиги, проявляет себя гений в различных сферах человеческой деятельности. В одной из недавних телепередач, где речь шла о захлестнувшей нашу страну коррупции, гость эфира, известный кинорежиссер Никита Михалков хорошо сказал, что для преодоления этого явления нужно воспитывать в людях чувство стыда и понятие греха. К сожалению, это утрачено, и сегодня во многих средствах массовой информации грех подается как норма. Мы считаем, что только живая вера способна преобразовать человека. Ведь всегда на Руси в минуту серьезных испытаний люди обращались к Богу с прошением: «Господи, помоги!»

Характер русского человека хорошо выражен поговоркой: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Христианскую веру мы приняли более 1000 лет назад, однако до сих пор в русском человеке живет глубинное языческое начало. Но Церковь всегда умело совмещала языческие праздники с церковными, чтобы преобладала отеческая вера. Чтобы в святые дни не магические действия, а Рождество, Крещение, Пасха Господня были главными событиями для русского народа. А у нас смотришь порой по ТВ, как наш «бомонд» прибегает к советам разнообразных магов, колдунов, и диву даешься. Да, было время, когда руководители страны к Джуне ездили советоваться. Мы еще смеялись: «Помогла?» Есть, конечно, предсказатели, но это святые люди, они о себе не заявляют, не кричат на всю страну. Давить на русского человека не стоит, для утехи пусть будут такие игры, но главное – чтобы подобная шелуха не подменяла истинную веру.

— Бывает, что посещение храма вырождается в своеобразное формальное увлечение, в некий «договор с Богом»: нагрешил – покаялся…

— Сегодня «новым русским» в мире не доверяют. Слишком много лжи, хищнического отношения к природным ресурсам, да и к другим людям. Поэтому просвещение сегодня – первоочередная задача, чтобы мы стали чуть-чуть чище, ближе к Богу, а значит, друг к другу. Меня часто спрашивают: «Почему так бывает, что человек живет без веры и никакие беды его не посещают? Проводят всю жизнь в свое удовольствие, все у них есть, и Бог их не наказывает. Почему?» Привожу им слова святителя Иоанна Златоуста: «Господь их оставил для суда, чтобы сделать их безответными». Глубоко сказано! Будет второе пришествие, будет и всеобщий суд. Да и в земной жизни возможны любые повороты.

— Каковы ваши сегодняшние заботы и думы об обществе?

— К приоритетным направлениям деятельности Церкви в наши дни относится прежде всего сфера образования. Именно в ребенке созревает чувство добра, любви к окружающему миру. Значит, надо эти благоприятные «цветы» насаждать, учить радоваться жизни, показывать ее насыщенность, сызмальства говорить деткам о том, что жизнь не заканчивается видимым пространством, что есть другое, таинственное. Главное – открыть людям, молодым и старым, красоту и богатство нашей Православной веры. Чтобы они почувствовали, что Бог присутствует в их жизни, нужно только открыть ему навстречу двери своего сердца. Он стучится в них, а открыть ли – зависит от нас. Вот в чем первоочередная задача Церкви, а отнюдь не в дискуссиях в Интернете с теми, кто привносит сумятицу и смуту в общественное сознание, особенно в сознание молодежи.

— Сумеем ли мы сохранить традиции Православия?

— Россия не должна бояться идти своим путем. С эпохи Петра I мы пытаемся интегрироваться в западную культуру, западное общество, в западный менталитет. В чем-то мы действительно стали частью западного общества. Но все-таки нам до сих пор удавалось сохранять свое неповторимое лицо. Не входя в конфликтные отношения, не противопоставляя себя западному миру, мы, тем не менее, можем и должны сохранять и развивать свою культурную, национальную и духовную идентичность. Ведь Россия – страна, в которой большинство населения исповедует Православную веру и в которой на протяжении веков рука об руку живут представители различных вероисповеданий.

ДОРОГА К ХРАМУ, изображение №4

Возврат к списку